Герб Лоухского городского поселения Лоухское городское поселение
официальный сайт
Версия для
слабовидящих

Прокуратура разъясняет / Разъяснения прокуратуры Лоухского района / Ответственность за нарушения избирательного законодательства


Опубликовано: 16.04.2018 14:46 (МСК)

Избирательное право образует важную составную часть правовой системы Российской Федерации. Данный правовой институт регулирует общественные отношения, которые складываются при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а так же при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

С учетом объявления 18 декабря2017 г. Центральной избирательной комиссией Российской Федерации о старте избирательной компании по выборам Президента Российской Федерации, назначенных Советом Федерации на 18 марта 2018 года, вопросы защиты избирательных прав граждан приобретают наибольшую актуальность.

Механизм защиты прав в указанной сфере закреплен в главе 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации «Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации избиратель – это лицо, гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, у которого отсутствуют обстоятельства, исключающие его участие в выборах (недееспособность или нахождение в местах лишения свободы по приговору суда).

Таким образом, в соответствии со статьей 239 КАС РФ правом на обращение в суд с заявлением по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ обладают: избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные объединения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума, а при условии соблюдении необходимого кворума группы из числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты – по вопросу расформирования избирательной комиссии соответствующего уровня.

Участников данного вида производства можно условно разделить в зависимости от их правового положения в регулируемых законодательством о выборах и референдуме правоотношениях.

Так, лица, перечисленные в ч.ч.1, 2 статьи 239 КАС РФ, вправе обращаться в порядке гл.24 КАС в суд за защитой принадлежащих им избирательных прав и права на участие в референдуме. Наблюдатели, члены избирательной комиссии (комиссии референдума) вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие), нарушающие соответственно права наблюдателей, членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий (ч.ч.3, 4 статьи 239 КАС РФ).

Право на обращение в суд избирательных комиссий (комиссий референдума) определяется с учетом их полномочий, предусмотренных законодательством о выборах и референдуме (ч.5 статьи 239 КАС РФ). Так, например, избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидата), вправе подать в суд заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) или об отмене решения о регистрации такого кандидата (списка кандидатов) (п.п.6-9 ст.76 – 9 ст.76 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Часть 1 ст.39 КАС наделяет прокурора правом обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Второе основание на обращение прокурора в суд с административным заявлением в защиту избирательных прав граждан напрямую установлено нормой закона.

Так, положениями ст.239 КАСРФ установлено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением:

- об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы (за исключением выборов Президента РФ и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ);

- о назначении местного референдума;

- об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме;

- об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов;

- об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

С учетом специфики правоотношений в области защиты избирательных прав и права на участие в референдуме, законодателем установлены сжатые сроки рассмотрения судом административных дел указанной категории (ст. 241 КАС РФ).

Данной статьей предусмотрены следующие сроки рассмотрения административного искового заявления.

Если административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации поступило в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, если иное не предусмотрено КАС РФ, такое заявление должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в указанном административном исковом заявлении, требуют дополнительной проверки, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней после дня его подачи.

Административное исковое заявление об ошибках и о неточностях в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования, - немедленно.

В период избирательной кампании, кампании референдума суд рассматривает дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня указанное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено.

Если административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации поступило в суд после дня голосования или окончания избирательной кампании, а также если административное исковое заявление касается решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, такие заявления должны быть рассмотрены и разрешены в течение двух месяцев со дня их поступления в суд.

Кроме того в статье 241 КАС РФ установлены сроки, не позднее которых должно быть вынесено решение по административному исковому заявлению.

Решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Так, решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума принимается судом не позднее чем за три дня до дня голосования.

Решение по административному исковому заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через четырнадцать дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через три дня со дня поступления заявления в суд.

Процессуальные аспекты рассмотрения судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации отражены в ст. 242 – 244 КАС РФ.

 



 




 
 

  Комфортная городская среда
 

  Объявления

 

Осуществление контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее – Управление Росреестра по РК) являясь территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций оценщиков.

Опубликовано: 18.06.2018 12:07 (МСК)

Долевое участие в строительстве – способ минимизировать риски при покупке квартиры в строящемся доме (часть 4)

Управление Росреестра по Республике Карелия продолжает цикл публикаций о таком способе приобретения жилья, как долевое строительство.

Опубликовано: 18.06.2018 12:06 (МСК)

День открытых дверей Управления Росреестра по Республике Карелия

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление) сообщает, что 22 июня 2018 года с 14.00 до 16.00 часов в помещении Управления по адресу: г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 31, холл (1 этаж), пройдет общественно - значимая акция «День открытых дверей».

Опубликовано: 18.06.2018 12:06 (МСК)



  Прогноз погоды










© 2011, Лоухское городское поселение. Все права защищены.
Разработка и дизайн - Нагорнов Николай.